​Новая теория борьбы с роением медоносных пчёл. (Ценные идеи)

​Новая теория борьбы с роением медоносных пчёл. (Ценные идеи)

Каждый пчеловод знает, что тихая смена - явление, при котором пчёлы выводят молодую матку для замены старой, не доводя основную семью до роения или делении на дочерние семьи. Существует мнение, что это является очень ценным свойством некоторых пчелосемей.

Иначе, при склонности к роению тихой смены не происходит. При проверке нашего способа мы отметили, что это не так. Применяя противороевой вывод трутней в семьях летом, мы установили, что большинство из них стремится к тихой смене. Поэтому несомненно, что в течение двух лет семья не могла роиться и обзавестись молодой маткой. Почти 75% семей с двухлетними матками при нашей технологии пчеловодства проводили тихую смену маток или пытались это сделать. Ещё 18% сделали это в следующем сезоне. Это явление наблюдали регулярно в течение 5 лет. Из этого делаем вывод, что тихая смена является совершенно обычным явлением, при помощи которого семья приобретает молодую матку в ситуации, когда не может омолодиться роением.

Существующая редкость этого явления обусловлена тем, что заботливые пчеловоды на втором году меняют маток, а у менее опыт- ных пчёлы роятся. К замене матки, таким образом, приводят другие механизмы. Лишь мало кто даёт пчёлам возможность осуществить тихую смену в конце лета. Тихая смена является обычной в посаженных роях со старой маткой. Речь не идет о свойстве, которое имеют лишь некоторые семьи. К тихой смене способны почти все семьи.

Мы убеждены, что вывод трутней и невозможность роения сильно мотивируют пчёл к тихой смене. Это говорит, что данная ситуация является единственной возможностью завести себе молодую матку. Тихая смена при нашем выводе трутней совершенно обычна у двулетних маток в конце лета (после середины июля). У семей с более молодыми матками тихая смена редка. Это является убедительным доказательством того, что пчёлы сами имеют тенденцию заменять маток в конце второй половины продуктивного сезона, и это согласуется с утверждением многих специалистов пчеловодства. Смотря по тому, что при тихой смене старая матка пропадает после спаривания и начала откладывания яиц молодой маткой, то этот способ является высоконадёжным. Матки тихой смены относятся к самым биологически ценным. 

Особенности способа (подводные камни):
Особо нужно объяснить взаимоотношение между противороевым выводом трутней и развитием популяции клещей в семьях. Тем, что выводится большое количество трутней, клещи имеют более обильное пищевое меню, и их количество возрастает. Это известный факт, что у себя дома этот клещ живет исключительно на трутневом расплоде Apis indica.

В конце лета мы сделали сравнение заклещеванности 10 экспериментальных семей с семьями, содержащимися традиционными методами. Результаты были шокирующими. В семьях без трутней на донных вкладышах находилось в среднем 12 мертвых самок клеща, а в семьях с трутнями - в среднем 46 самок клеща. Но несмотря на то, что заклещеванность экспериментальных семей была в среднем в 3,8 раза выше, чем у контрольных, семьи развивались нормально. Не было замечено, чтобы рабочие пчёлы оказались с недоразвитыми конечностями и крыльями, т.е. с признаками, типичными для высокой заклещеванности.

Объяснение этому было найдено при изучении запечатанного расплода рабочих пчёл и трутней под микроскопом. Лишь очень редко клещ находился на пчелином расплоде. В то же время трутневый расплод был нашпигован клещами. В семьях без трутней пчелиный расплод был атакован клещами значительно больше, чем в семьях с трутнями. Из этого можно сделать вывод, что пока в семьях есть трутневый расплод, пчелиный находится в относительной безопасности. Перелом наступает во второй половине лета, когда матка ограничивает закладку трутневого расплода, и популяция клещей переориентируется на пчелиный расплод. Это можно легко предотвратить. Достаточно все соты с трутневым расплодом вынуть (обычно в первой декаде июля) из ульев и вырезать. Этим ликвидируем подавляющее большинство клеща в развивающей стадии и получаем большое количество воска из строительных рамок, к тому же не загрязнённого никакими лекарствами. Потом нужно срочно начать лечение муравьиной кислотой; после последней откачки мёда применяем полоски с Габоном, а в конце выхода всего расплода обрабатываем варидолом. Обработка в зиму обязательна по закону.

Таким образом, семьи с трутнями в сезоне заклещеваны больше, чем семьи без трутней, но степень заклещеванности пчелиного расплода выше в семьях без трутней. Тем, что выводим трутней, предлагаем клещам оптимальный источник естественного питания и защищаем пчелиный расплод. Там, где трутней нет, клещ также присутствует, но вся его популяция полностью выводится на пчелином расплоде. Семья, таким образом, может быть заметно ослаблена.

Поскольку семьи несколько раз основательно пролечиваем, и клещ предпочитает пчелиному расплоду трутневый, то проблем особых с ними нет. Верим, что если бы наш способ нашел всеобщее применение, то через 5 лет на территории Чехии проявление варроатоза было бы сильно сокращено, поскольку в семьях в результате лечения клещ не выжил бы, и наши пчелосемьи не были бы реколонизированы из диких семей, появление которых было бы исключено вместе с роением.

Заключение
Изучение мы проводили на 50 племенных и 10 резервных семьях. За последние 7 лет мы не применяли (кроме опытов в семьях разведенческих) никаких противороевых приемов, рекомендуемых в настоящее время. Роение мы предупредили исключительно выводом трутней За все время мы отметили выход только двух роев (один в апреле, когда мы очень сильной перезимовавшей семье не подставили вовремя строительную рамку; второй в июле у сильного отводка, у которого, судя по времени, мы не ожидали роя). В обоих случаях это была наша ошибка, но ни в коей мере не предполагаемого нами способа.
Сколько роев мы имели бы в течение 7 лет от 50 пчелосемей при традиционном способе содержания? Если принять сообщения в специальной литературе о 30-процентной ройливости, которая и на нашей пасеке раньше была обычным явлением, тогда бы было 105 роев. Если у нас за это время было только 2 роя, то эффективность нашего противороевого способа более чем 50-кратная. Этим способом мы ликвидировали очень прогрессирующее роевое настроение на пасеке одного начинающего коллеги, получившего в наследство 40 пчелосемей, и которого мы учили пчеловодству.

Этой объемной статьей мы попытались предложить пчеловодческой общественности принципиально новую теорию роения, появив-шуюся исключительно как оригинальный продукт нашего очерка. Благодарим всех пчеловодов, которые уже этим летом прове- рили наши рекомендации в разнообразных условиях. Признаемся, что такого интереса мы не ожидали, поскольку наши рекомендации были опубликованы только в пятом (майском) номере журнала
Верим, что, изучив этот объемный материал, много других пчеловодов опробует наши рекомендации в следующие годы. На основании собственного опыта решат: будут ли они в будущем пользоваться им. Мы убеждены, что результаты будут при соблюдении методических указаний всегда положительными, как это было у всех пчеловодов, опробовавших предлагаемую методику в этом году.

Vitezslav Bicik, проф. доктор, научный сотрудник
университета в Оломоуце;
Jiri Vagera, доктор, научный сотрудник
университета в Оломоуце
Vcelarstvi № 10/07 Пер. с чешек. В. Ефимов