​От теории к практике

​От теории к практике

Предлагаем вам ознакомиться с отрывком из интересной книги российского ученого пчеловода Олега Голуба «Тайны пчелиного дупла. Шаг к разгадке». Автор побывал осенью 2013 года на украинской «Апимондии» и на «Бджолярском Круге», где делал доклад. 

Среди ограничений при разработке конструкции улья, как мне кажется, следует в число основных принять следующие:
1. Возможность использования параметров всех наиболее распространенных типов ульев, не ограничивая тем самым личных предпочтений пчеловода.
2. Отказ от чисто механического копирования естественного жилища пчел — дупла.
3. Увеличение технологических возможностей использования данной конструкции.
4. И, насколько возможно, простота конструкции.

Если идти по пути наибольшей простоты, то проблема улучшения зимовки пчёл легко решается созданием улья из любых материалов с низкими теплоизоляционными свойствами, при этом необходимо предусмотреть возможность выведения конденсата за пределы объёма улья. Рекомендации академика А.М. Бутлерова «Пусть будут толсты, теплы и сухи стены пчелиного жилья, но устройство этого жилья должно допускать хорошую вентиляцию» — хороши и не вызывают возражений, однако на практике реализовать вторую часть цитируемой декларации, мягко говоря, достаточно сложно, при сохранении требований ее первой части. Вот выдержка из одной публикации 1915 года. Пчеловод И. Евдокимов пишет: «У меня уже несколько лет очень хорошо зимует в омшаннике стеклянный со всех четырех сторон (к каждой стеклянной стороне прикрепляется снаружи еще легкая деревянная, так что в улье темно) улей Дадана-Блатга на 14 рам. Потолок у него оставляю летний — полотняный, леток только один — нижний. И как курьёз, от улья, конечно, независящий, уже три года семья в нем неизменно самая сильная и самая доходная». Курьёз здесь, несомненно, присутствует — это вывод, который сделал автор из самого очевидного факта, в полном соответствии с метким афоризмом Марка Твена.

Хорошие результаты зимовки на воле в тонкостенных ульях отмечал еще Витвицкий Н.М., а в наше время такие ульи также успешно используют некоторые пчеловоды, правда, преимущественно в более южных Регионах России и на Украине, из других стран — в Финляндии. Однако, судя по некоторым данным, они с успехом могут быть использованы и далеко на севере. 

Как нам кажется, преодолеть излишнюю, хотя и вполне естественную осторожность многих пчеловодов, поможет очень убедительный опыт M.M. Coколовa по зимовке пчел в металлическом улье в Ленинградской области. Возможные возражения скептиков об относительно мягкой зиме в Ленинградской области, расположенной в зоне морского климата, по сравнению с регионами континентальной зоны России, в данном случае отметаются, как совершенно несостоятельные. Дело в том, что время проведения этих исследований совпало с экстремально холодной зимой, даже по российским меркам. Так, в январе было 10 дней с температурой -38° и ниже, а абсолютный минимум составил -48 °С(!). И пчёлы все это выдержали.

Таким образом, ульи с низкими теплоизоляционными характеристиками в гораздо большей степени приближаются к свойствам естественных жилищ пчёл, но только в период зимовки. В летнее же время они обладают существенными недостатками и довольно далеко уклоняются от характеристик дупла в живом дереве. Во-первых, они склонны к серьёзному перегреву даже по сравнению с обычными ульями, которым также далеко до прохлады естественного дупла, во-вторых, подвержены широкой амплитуде колебаний температуры, как суточным, так и погодным, причем, колебания эти носят достаточно резкий характер.

Следует помнить, что при повышении температуры до 38-39 °С происходит перегрев гнезда и расплод начинает гибнуть. Хотя пчёлы и могут существовать при относительно высокой температуре (40 °С), но продолжительность их жизни находится в прямой зависимости от степени превышения оптимального для них температурного уровня. Даже относительно более стойкие пчёлы летней генерации при 45 °С живут чуть более 3 часов. С повышением температуры до 50° продолжительность их жизни уменьшается до 1 часа 16 мин., а при 55 °С составляет чуть более 17 мин. Длительное тепловое воздействие (свыше 30 минут при 46 °С и влаж-ности 40%) вызывает необратимые изменения в организме пчёл, приводящие к их гибели. Так что в летнее время такие ульи представляют собой разновидность сушильного шкафа, воскотопки или чего-то похуже.

О других свойствах дупла в живом дереве, отличающих его от ульев, говорилось ранее. Некоторые из его свойств, по-видимому, воссоздать в искусственном жилище вообще достаточно проблематично. Однако это совершенно не означает, что такими вопросами не стоит заниматься. История изобретательства дает немало примеров, когда очередная, казалось бы, неразрешимая в данных обстоятельствах или условиях задача, решается за счёт подхода к ней совершенно нетрадиционным путем.
Исходя из изложенного выше, можно довольно чётко сфopмyлировать основные задачи, которые требуют технического решения при создании более комфортного для пчёл улья:

1. Улья, как и дупло живого дерева, должен обладать разными тепловыми характеристиками в тёплый и холодный периоды года. 2. Летом температура внутренних поверхностей улья должна быть ниже, чем температура окружающей среды. Как уже отмечалось ранее, при летней максимальной температуре 37 °С температура внутренней поверхности дупла сосны не превышала 22 °С. Требуется дополнительный статистический материал по температурной разнице в зависимости от суточных, сезонных и зональных колебаний температуры по отношению к разным видам деревьев, заселяемых пчёлами. Так же требуется экспериментальное изучение и моделирование этих процессов с целью выяснения оптимальных условий протекания энергосберегающих процессов. Представляется, что придание улью свойств холодильной камеры далеко не простая задача. Технически она, естественно решается, но, к сожалению, ценой больших материальных затрат, что вряд ли устроит пчеловодов. К счастью, если реализация подобной задачи имеет технические трудности, то определённой альтернативой может быть значительное повышение теплоизоляционных свойств ульев в жаркое время, что серьёзно облегчит пчёлам борьбу с перегревом гнезда. Как, впрочем, и размещение ульев в тени деревьев, под навесами и т.д.

3. В зимнее время, вопреки всем устоявшимся традициям, теплоизоляционные свойства ульев в целом должны быть сильно понижены. Утепление ульев только ухудшает ход зимовки, к счастью, решение этой задачи осуществляется без особого труда при использовании тонкостенных ульев. Что также ведет к резкому удешевлению стоимости ульев, и, не-сомненно, опять-таки степень понижения теплоизоляционных свойств улья должна соответствовать конкретным климатическим условиям того или иного региона с их многочисленными особенностями (суточные и сезонные колебания температуры и т.д.), что должно осуществляться не методом экспериментального «тыка» отдельного пчеловода, у которого немало и других своих забот, а проведением обстоятельных научных исследований, цель которых — дать конкретные, экспериментально проверенные рекомендации в виде таблиц, которыми бы мог легко воспользоваться любой пчеловод, независимо от места своего проживания.

Только не надо переоценивать сложность предстоящих исследований. Они реально выполнимы, причём, первые данные, пригодные для практического использования, могут появиться в считанные месяцы с начала проведения соответствующей научной работы. Требуются только два условия — финансирование и участие хороших специалистов соответствующего профиля, а не дилетантов. Самое первое условие — цель исследований — чётко сформулирована, а это уже половина успеха всего дела, и учёные это знают.

4. По-видимому, самой большой технической сложностью является то, что, по существу, каждая пчелиная семья нуждается, как бы в двух различных жилищах: одно для тёплого, а другое для холодного сезона года. Поскольку предоставление для каждой семьи двух различных жилищ весьма затратно, а переселение дважды в год (да ещё далеко не в самые удобные для этого ранневесенний и позднеосенний периоды) в технологическом аспекте далеко не самое радостное приложение к остальным заботам пчеловода, то решение задачи сводится, по-видимому, к объединению двух диаметрально противоположных свойств в одной конструкции или получению достаточно легкой возможности, хотя бы дважды в год, изменять теплозащитные характеристики улья. Вот здесь и открывается простор для творчества изобретателей, оригинальные технические решения которых могут принести неоценимую пользу для развития пчеловодства.